Маленькие дети знают свою выгоду
Дети готовы поступиться представлениями о том, что такое хорошо и что такое плохо, если за их моральные принципы им предложат достаточную цену.
Мы часто соглашаемся иметь дело с не очень приятными или даже просто с плохими людьми, если это сулит большую выгоду. И никого не удивляет, что на сделки с совестью идут взрослые люди, так сказать, взрастившие в себе эгоизм, научившиеся ценить деньги больше всего остального и т. д. и т. п. Но, по-видимому, дело тут не в том, что люди, взрослея, портятся, – как выяснили психологи из Йельского университета, годовалые дети тоже знают, как не упустить собственную выгоду.
Первый эксперимент заключался в том, что 5- и 8-летним детям представляли двух персонажей, один из которых был красивым и хорошим, а второй – противным и плохим. И тот, и другой готовы были дать детям стикеры, только хороший персонаж из раза в раз предлагал только один стикер, а плохой – два, четыре, восемь и шестнадцать. В статье, опубликованной в журнале Cognition, говорится, что дети отказывались иметь дело с плохим персонажем, но только до того момента, пока он не «поднимал ставку» до шестнадцати стикеров. Разумеется, кто-то был более принципиальным, кто-то менее, но для большинства «цена вопроса» оказалась именно таковой.
Во втором опыте участвовали уже совсем маленькие дети, 12 и 13 месяцев от роду. Им показывали сценку с марионетками, которые пытались открыть ящик с куклой, но у них это никак не выходило. Тогда в сюжете появлялись ещё два персонажа, один из которых помогал другим открыть ящик – и был, соответственно, хорошим, а другой, наоборот, всячески мешал – и был, разумеется, плохим. После представления хороший и плохой персонажи предлагали детям крекеры. Сначала «хороший парень» давал один крекер, а плохой – два, и при таком раскладе 80% детей выбирали крекер от хорошей марионетки. Но если плохой персонаж предлагал не два, а целых восемь, то перед такой выгодой устоять уже было трудно, и дети соглашались иметь дело с этим неприятным типом.
Конечно, результаты экспериментов можно истолковать как свидетельство неизбывной продажности, которой отмечен весь человеческий род. Однако всё можно интерпретировать иначе – ведь большинство детей соглашалось на сделку с совестью далеко не сразу, а лишь тогда, когда выгода становилась уж совсем большой. То есть уже раннем детстве человек как будто понимает, что моральные принципы задёшево не продаются. С другой стороны, вряд ли следует считать моральные качества чем-то наследуемым, заложенным от природы, а у детей просто ещё не было времени усвоить понятия о добре и зле. Кроме того, не будем забывать, что некоторые из них, пусть таких было и немного, оставались принципиальными до конца, так что полностью разочаровываться в человечестве всё же не стоит. Напоследок заметим, что хотя бы из чисто научных соображений было бы любопытно проследить за участниками эксперимента на протяжении всей их будущей жизни.
Автор: Кирилл Стасевич
Мы часто соглашаемся иметь дело с не очень приятными или даже просто с плохими людьми, если это сулит большую выгоду. И никого не удивляет, что на сделки с совестью идут взрослые люди, так сказать, взрастившие в себе эгоизм, научившиеся ценить деньги больше всего остального и т. д. и т. п. Но, по-видимому, дело тут не в том, что люди, взрослея, портятся, – как выяснили психологи из Йельского университета, годовалые дети тоже знают, как не упустить собственную выгоду.
Первый эксперимент заключался в том, что 5- и 8-летним детям представляли двух персонажей, один из которых был красивым и хорошим, а второй – противным и плохим. И тот, и другой готовы были дать детям стикеры, только хороший персонаж из раза в раз предлагал только один стикер, а плохой – два, четыре, восемь и шестнадцать. В статье, опубликованной в журнале Cognition, говорится, что дети отказывались иметь дело с плохим персонажем, но только до того момента, пока он не «поднимал ставку» до шестнадцати стикеров. Разумеется, кто-то был более принципиальным, кто-то менее, но для большинства «цена вопроса» оказалась именно таковой.
Во втором опыте участвовали уже совсем маленькие дети, 12 и 13 месяцев от роду. Им показывали сценку с марионетками, которые пытались открыть ящик с куклой, но у них это никак не выходило. Тогда в сюжете появлялись ещё два персонажа, один из которых помогал другим открыть ящик – и был, соответственно, хорошим, а другой, наоборот, всячески мешал – и был, разумеется, плохим. После представления хороший и плохой персонажи предлагали детям крекеры. Сначала «хороший парень» давал один крекер, а плохой – два, и при таком раскладе 80% детей выбирали крекер от хорошей марионетки. Но если плохой персонаж предлагал не два, а целых восемь, то перед такой выгодой устоять уже было трудно, и дети соглашались иметь дело с этим неприятным типом.
Конечно, результаты экспериментов можно истолковать как свидетельство неизбывной продажности, которой отмечен весь человеческий род. Однако всё можно интерпретировать иначе – ведь большинство детей соглашалось на сделку с совестью далеко не сразу, а лишь тогда, когда выгода становилась уж совсем большой. То есть уже раннем детстве человек как будто понимает, что моральные принципы задёшево не продаются. С другой стороны, вряд ли следует считать моральные качества чем-то наследуемым, заложенным от природы, а у детей просто ещё не было времени усвоить понятия о добре и зле. Кроме того, не будем забывать, что некоторые из них, пусть таких было и немного, оставались принципиальными до конца, так что полностью разочаровываться в человечестве всё же не стоит. Напоследок заметим, что хотя бы из чисто научных соображений было бы любопытно проследить за участниками эксперимента на протяжении всей их будущей жизни.
Автор: Кирилл Стасевич
0 комментариев