Что есть магия? И есть ли магия?
И так, раз уж речь зашла о магии, неплохо бы как-то определиться с этим понятием.
В моем понимании магия – произведение изменений в реальном (событийном) мире, посредством воздействий на иных, не физических уровнях.
Рассмотрим в качестве примера магический ритуал. В заранее выбранное время маг чертит круг. Находясь в круге маг, веря в реальность своих действий, раскуривает благовония. В месте проведения ритуала находятся аккуратно расположенные символы призываемого духа. Нанюхавшись благовоний, маг читает какие-то непонятные заклинания. В большинстве случаев маг и сам не понимает смысла читаемого и не знает языка, на котором написано заклинание. Часто и языка такого никогда не существовало. Темп чтения заклинания увеличивается, увеличивается и громкость произнесения заклинания. В итоге маг ощущает присутствие вызываемого духа, иногда видит какие-то явления. Кроме того, если маг покинет круг раньше времени, он испытает шок...
Стоп. Теперь попробуем взглянуть на ритуал с другой точки зрения.
С рациональной точки зрения мне все это напоминает гипноз, или самогипноз. Во первых, благовония. Я думаю, в качестве благовоний используются вещества, способные как-то менять состояние сознания. Второе. Заклинания. Вам когда-нибудь приходилось слышать выступление Гитлера перед массами? Как это выглядело? Речь начиналась относительно спокойно. По мере произнесения, ритм и громкость произнесения нарастали. В конце это было похоже на некий экстаз. Третье. Представьте человека, которого быстро вывели из состояния гипнотического транса. Он вздрогнет. Он испытает своего рода шок. Каждому из нас хоть раз в жизни снилось, что он падал с большой высоты. Обычно, долетая в сновидении до земли (или дна пропасти), сновидящий просыпался. Но он не просто просыпался. Он вздрагивал, иногда сильно. Это состояние я сравниваю с состоянием резкого пробуждения из гипнотического транса. Только в случае глубокого гипноза этот шок будет тяжелее.
Теперь, что касается призываемых духов. Если верить магическим книгам, маг способен видеть духов и разговаривать с ними. Часто магу приходится применять силу к вызываемому духу, угрожать ему и т.п. С точки зрения психологии происходит, думаю, следующее. В состоянии самогипноза практикующий входит в контакт с неким психическим содержимым, воспринимая его чувственно. Нередко психическая функция, к которой обращается практикующий, является вполне автономной и не желающей подчиняться личности мага. В этом случае происходит конфликт. Практикующий чувствует несогласие содержимого, его сопротивление и желание погрузиться обратно в бессознательное. Дальше вступают в ход те или иные формы подавления или иного воздействия на психическую функцию. В случае успеха, практикующий так программирует свою психику, что в его жизни происходят определенные изменения. А кто на самом деле может знать возможности психики?
Теперь, следуя логике изложения, мне следует признать, что магия разоблачена и раскланяться. Но я все это писал, желая сказать о другом.
Конфликты между атеистами и мистиками, между представителями религии и оккультистами, между физиками и лириками я понимаю, как конфликты между способами мышления. К.Г. Юнг описал психологические типы. Так или иначе, это послужило основой к развитию соционики. Существуют рациональные и иррациональные типы, которые в свою очередь тоже подразделяются на свои разновидности. Каждому ближе свой тип восприятия. Каждый способен понять формы восприятия окружающего мира, характерные для его психологического типа. Когда я присутствую при такого рода конфликтах, мне хочется подойти к представителям каждой стороны и сказать: «Вы правы!». И мне хочется сделать это искренне. Потому, что с точки зрения той формы мышления, к которой принадлежит спорящий, конечно же он прав.
И так, пусть магия останется магам (иррационалам), наука – рационалам, а кто-то, возможно, найдет свою, какую-то промежуточную позицию. Пытаться же найти объяснение, удовлетворяющее всех, по моему бессмысленно и не нужно.
А где же Истина? А Истина в Вине (так, кажется писал Омар Хайям).
4 комментария